НЕ ДАТЬ ДОРОГИ ЗЛУ (протоиерей Николай Бабич, с.17 №61в)

12.11.2014

Нет ничего светлее и сильнее Истины, как нет и ничего бессильней лжи, хотя бы она прикрывалась многими покровами, утверждал святой Иоанн Златоуст. По слову евангелиста, произнесённому ещё в I веке, теперь весь «мир во зле лежит»[1Ин. 5, 19].
С тех пор ситуация лучше, прямо скажем, не стала, скорее наоборот. Зло, пришедшее в мир после грехопадения Адама и Евы – смерть – очевидно дополняется и при жизни: болью и жестокостью, недугами и потерями, несправедливостью и обманом, войнами и катастрофами, голодом и бедностью... И человечество, как и каждый человек, снова и снова ошибается, часто делая неправильный, ложный выбор в той или иной ситуации.
Апостол Иоанн призывает всякого, рождённого от Бога, хранить себя в святости, в чистоте и в свободе от зла. Как же этого добиться, пребывая в злом мире? Кажется, невозможно.

Но всё не так: просто каждую минуту мы, люди, обладающие свободной волей, должны совершать свой выбор в пользу добра, а не зла – причём именно опираясь и на волю свою, и на свободу, и помня об ответственности нашего выбора. Вот, разозлится человек на что-то, наговорит жутких слов, накричит – и удалится восвояси; а ты сорвёшь принятое зло на другом – вот и дашь злу силу распространиться.

«Сорвать зло»... Увидим это внутренним зрением: сорвал колючий сорняк, укололся, раздражился от боли – и в досаде измочалил чертополох, забросил подальше, растряс его останки над землёю в гневе: рассеял, стало быть, семя паразитическое над чистой от зла пашней. И вот уже на месте том целая грядка зла взошла; а ещё кто-то с неё уже тоже сорвёт сорняк необдуманно, почти случайно подцепит и перенесёт на себе гадкое зёрнышко – глядь, и «мир во зле лежит», а его-то злость своими же усилиями устроили мы по злому произволению...

Ведь как считали святые отцы, злоба – это болезнь воли, повреждённое состояние человеческого существа, отвернувшегося от Бога – паразит, иначе говоря, на теле доброй души, носитель нездоровья.

Что же приумножим мы в мире своим действием или бездействием: свет или тьму, поддержим добро или дадим дорогу злу? Вот о чём следует думать, вот о чём надо помнить всегда.

Человечеству было дано Богом средство для сопротивления мировому злу: Вера во Христа Спасителя, Который есть «Путь, Истина и Жизнь» [Ин. 14, 6]. Дана возможность следовать заповедям Сына Божьего, Который назвал основными для своих учеников две: любовь к Богу превыше всего и любовь к своему ближнему, как к самому себе. Исполняя эти заповеди, люди смогут отказаться от множества ложных – а значит, злых целей, навязываемых злобой дня и не случайно называемых «злободневными». И тогда можно возвратить своей жизни первоначальный её смысл и осознать личное время земного существования как период подготовки на пути к жизни вечной.

Молиться надо от всего сердца, бороться со злом в себе: со своими страстями, греховными склонностями и привычками – но не самонадеянно, а с упованием на помощь Божью.

Учиться видеть грех – и каяться в нём, чтобы рано или поздно обрести покаянный дух, которым должна быть проникнута вся жизнь христианина. А в перспективе – суметь уже заранее предугадывать возможность согрешить и остерегаться впадения в грех. То есть надо вспомнить главное: то, что мы сотворены по Образу и Подобию Благого Бога, и это Благообразие и Богоподобие обязывает: на пути к вершине жизни нам необходимо обрести высоту духа, мир душевный, умение радоваться каждому дню, способность избегать зла и творить добро.


Протоиерей Николай Бабич

Назад