1 июня - День памяти Благоверного князя Дмитрия Донского

Дата: 15 / 06 / 2014

В этот день БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ возглавил настоятель храма протоирей Николай в сослужении клирика храма иерея Александра. На богослужении молилось много прихожан, ведь сегодня, мы по-прежнему нуждаемся в помощи святого Димитрия Донского. Чтобы укрепить страну нашу, чтобы отстоять ее целостность и единство, чтобы отразить все угрозы террористов и сепаратистов, чтобы умножить веру и благочестие нашего народа, чтобы укрепить семьи – защитить нас от вымирания телесного и смерти духовной.
«Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, – говорится в замечательном литературном памятнике «Слове о житии и преставлении великого князя Димитрия Ивановича», – и с младенческих лет возлюбил Бога». Далее «Слово о житии…» дает такую характеристику Димитрию-отроку: «Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел и непристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал, Божественное писание всегда со умилением слушал и о церквах Божиих имел большое попечение». И это неудивительно, ведь воспитателем и попечителем осиротевшего в 9 лет князя был святой митрополит Алексий. С самого начала жизни он был приобщен к среде русского подвижничества, пребывал в духовной атмосфере, созданной преподобным Сергием Радонежским и его учениками.
Всю жизнь князь стремился быть достойным имени своего небесного покровителя великомученика Димитрия Солунского, очень почитаемого на Руси. И это ему вполне удалось. Неслучайно и тропарь Донскому был составлен по подобию тропаря тезоименитого ему святого.
На все свои дела – ратные, политические и гражданские – великий князь всегда брал благословение Церкви.
В качестве основной личной черты Донского древний книжник выделяет необыкновенную любовь к Богу: «С Богом все творящий и за Него борющийся… Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью безплотных…» Летописец отмечает, что святой Димитрий ежедневно посещал храм, строго постился, под княжескими одеждами носил власяницу, приобщался Святых Таин каждое воскресенье и заключает: «С чистейшей душой пред Богом хотел он предстать: поистине земной явился ангел и небесный человек».
Не так часто русские князья были учредителями новой церковной традиции. Димитрию Донскому мы обязаны появлением в церковном календаре двух особых дат: дня обретения мощей благоверного князя Александра Невского и Димитриевской родительской субботы. Последняя была установлена в память воинов, положивших души за други своя на поле Куликовом. Открытию же мощей послужило чудо. В ночь перед выступлением великого князя из Москвы против татар во владимирском Успенском соборе пономари увидели, как у гробницы святого Александра Невского вдруг сама собой зажглась свеча, а из алтаря вышли два старца (может быть, святые митрополиты Петр и Алексий) и, подойдя к раке, сказали: «Восстани Александре, ускори на помочь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». И тотчас же, как живой, восстал из гроба преславный князь Александр, после чего все трое стали невидимы. Это событие было достоверным свидетельством незримой помощи великому князю Дмитрию со стороны его предков. Колоссальное значение имело благословение князя Дмитрия на сражение преподобным Сергием Радонежским. На второй день Успения великий князь со свитой отправился в Троицкий монастырь. После литургии преподобный Сергий благословил благоверного князя идти на битву, уповая на Бога, и предсказал победу русским войскам. Преподобный Сергий, делая великому князю Дмитрию на челе крестообразное знамение, рек: «Иди, Государь! Небоязненно: Господь Бог тебе поможет на враги» И. наклонившись к нему одному, добавил тихо: «Победиши супостаты своя». И отправление на битву двух монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, в миру храбрых богатырей и искусных воинов, как бы накладывало практическую черту на духовное знамение. В день выступления из Москвы князь Дмитрий вошел в церковь Пресвятой Богородицы, преклонил колени пред иконою Христа Спасителя, потом повергся перед образом Богоматери, писанным святым Евангелистом Лукой, и со слезами на глазах, молил Небесную Заступницу об усмирении и уничижении гордых и свирепых врагов православного народа русского. После отправился в церковь Архистратига Михаила и там на гробницах своих предков восклицал: «православные поборники! Молите о нас Господа, да подаст Он нам победу и одоление над врагами нечестивыми». Уже по дороге к Куликову полю явление князю иконы святителя Николая на Угреже. И, наконец, сама молитва перед битвой и последние слова: «На Тебя мое упование, Господи!» Только поняв православную душу князя Дмитрия, можно понять все его поступки.
Многие современники отмечали христианское великодушие князя, большую любовь к своему народу, благотворительность, милосердие к нуждающимся, доброе отношение к подчиненным. Деятельность его отличалась мудрой мерой и высокой моралью: он избегал обращаться к тем бесчестным и грубым приемам, которые были присущи его времени. Княжение Донского за редким исключением не знало случаев ухода от него служилых людей; на его духовном завещании стоит самое большое число боярских подписей.
В русскую историю великий князь вошел и как активный храмоздатель. Многие соборы и монастыри, основанные им, – памятники боевых подвигов нашего народа и высоты его духа.
Среди примеров личного благочестия святого Димитрия один нуждается в том, чтобы его выделить особо. Его брак с княжной Евдокией – образец святой христианской семьи на все времена. Автор «Слова о житии…» особо подчеркивает, что Димитрий сохранил себя в чистоте до брака и в семейной жизни был верен супруге и целомудрен. Он находит удивительные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались».
Замечательно, что из 12 детей (8 сыновей и 4 дочери) восприемником у двух сыновей Димитрия был преподобный Сергий, у остальных наследников – другой русский святой – Димитрий Прилуцкий.
Венцом земной жизни стала достойная христианская кончина князя. Почувствовав приближение смерти, Димитрий Иванович послал за святым Сергием. Преподобный, наблюдавший все течение жизни князя, не только был главным свидетелем при составлении духовного завещания, но и преподал ему все необходимые Таинства: исповедал, причастил и соборовал.
В день и час кончины святого преподобный Димитрий Прилуцкий, находившийся далеко от него, вдруг встал и сказал братии: «Мы, братия, строим земные, тленные дела, а благоверный великий князь Димитрий уже не печется о суетной жизни…».
Великий князь владимирский и московский Димитрий Иванович Донской перешел в жизнь вечную 19 мая 1389 года и был погребен в Москве в Архангельском соборе Кремля.
Канонизация князя Дмитрия Донского (1350-1389) произошла на основании подвигов праведной и благочестивой жизни уже в современный период на Поместном соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре 6-9 июня 1988 году. В служении Церкви, патриотических трудах Отечеству и народу в грозные годы вражеского ига князь явился истинным сыном своей страны. Он защищал веру Христову, основывал многие монастыри, строил храмы и оказывал благотворительную помощь бедным.
Память о нем жива всегда и особенно усиливается в годы войн и опасностей. Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы. В 2002 году был учрежден Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.
Будем хранить молитвенную память о Димитрии в своих сердцах, тем более, что есть молитва, составленная еще его современником: «Похваляет бо земля Римская Петра и Павла, а Асийская Иоанна Богослова, Индийская апостола Фому, а Ерусалимская брата Господня Иякова, и Андрея Первозванного все Поморие, царя Коньстянтина Гречьская земля, Володимера Киевская со окрестными грады; тебе же, великый князь Димитрей Иванович, вся Руськая земля…
Умоли убо, святе, о роде своем и за вся люди, сущия во области царства твоего, ту бо предстоиши, идеже духовных овец пастбища и вечное насыщение… Да с теми убо святыми нам лепо есть жити и с теми радости насладитися, благодатию и человеколюбием Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Икона «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской», написанная священником Сергеем Симаковым в XX в.

А. Кившенко. Прп. Сергий Радонежский благословляет св. бл. великого кн. Димитрия Донского на Куликовскую битву.


Использованы материалы сайтов: http://www.pravmir.ru/svyatoj-dimitrij-donskoj-k-625-letiyu-kulikovskoj-bitvy/#ixzz33DjMUNLf, http://www.nauka-slovo.ru/node/157, www.voskres.ru, сайт Военное обозрение.

Назад