27 сентября - праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Дата: 27 / 09 / 2014

27 сентября - праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

* фотогаллерея новостей

Празднование Воздвижения Животворящего Господнего Креста началось 26 сентября вечерним Богослужением, которое провел отец-настоятель протоиерей Николай в сослужении отца Александра.
Накануне этого праздника, вечером, когда еще закрыты Царские Врата, крест, украшенный цветами и зеленью, что является знаком того, что через страдания и смерть Спасителя на кресте нам была дарована вечная жизнь, возлагается на престол. Перед крестом зажигается свеча. Началось всенощное бдение – это вечерня и утреня. Эти службы содержат в себе большое количество вдохновенных песнопений и молитв, в которых прославляется Господень Крест как средство людского спасения, поэтому ощущалась особая торжественность и величие праздника. Хор пел с вдохновением, во Славу Божью!
Во время Утрени Евангелие прочитано отцом Николаем в алтаре. Кульминация Богослужения - вынос Креста из церковного алтаря для поклонения. При пении хором великого славословия отец Николай в праздничном фиолетовом облачении начинает кадить Крест с четырех сторон. Далее он поднимает Господень Крест и выносит, останавливается прямо у Царских Врат и провозглашает “Премудрость, прости!”
В это время хор трижды поет праздничный тропарь, под это песнопение отец Николай кладет Крест на аналой. Когда хор поет “Спаси Господи, люди Твоя…” он кадит Крест Свято. Когда хор поет “Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим” все кланяются и целуют Крест Святой. Настоятель помазывает всех молящихся святым елеем. Раздается освященный хлеб.
Крест будет лежать на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.
27 сентября состоялась Божественная Литургия. Многие верующие исповедовались и причастились светлых Христовых Таин.
В проповеди отец Николай раскрыл содержание праздника Воздвижения Животворящего Господнего Креста. Он рассказал, что гонения на христиан прекратились только в начале четвертого века при римском императоре Константине Великом.
Император Константин сам убедился в силе и славе крестного знамения Христова. Однажды, накануне решительной битвы, он и все его войско увидели на небе знамение креста, составившееся из света, с надписью: "симъ побеждай" (по-гречески: НИКА). В следующую затем ночь императору явился Сам Иисус Христос с Крестом в руке и сказал, что этим знамением он победит врага; и повелел устроить воинское знамя с изображением святого Креста.
Константин исполнил повеление Божие и победил врага. Он принял христиан под свое покровительство и объявил веру Христову господствующею (главною). Он отменил казнь через распятие и издал законы в пользу Церкви Христовой. За свои заслуги и усердие к распространению христианской веры, Константин Великий с его матерью Еленою, получили название святых царей равноапостольных, то есть равных апостолам.
Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т.е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена.
В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуда, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.
Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: "Иисус Назорей, Царь Иудейский". Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя, Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.
По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом, узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.
Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться ко святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Maкарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: "Господи, помилуй!"
Св. равноапостольные цари Константин и Елена над мeстом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февронe у Дуба Мамрийского.
Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.
В память обретения Креста Христова и Его воздвиженья Святая Православная Церковь установила праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник относится к числу великих праздников и празднуется 27-го сентября.
И ныне, в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, мы, христиане, можем лишь мысленно воздать благоговейное поклонение честному древу Креста, на котором был распят наш Спаситель. Но этот Крест неизгладимо начертан на благодарных сердцах наших, а вещественный образ его — перед нами в храме и на нас — на нашей груди, в наших жилищах.

Назад